Из Индии в Европу: какие возможности и риски несёт в себе новый торговый коридор?

0
(0)
Эта статья была первоначально опубликована на английском языке

Это попытка противостоять китайскому доминированию в сфере глобальных инфраструктурных проектов. Участники «исторического» соглашения IMEC уверены в его пользе, но ни сроки, ни финансирование пока не утверждены, а война на Ближнем Востоке может отдалить потенциальных партнёров. Обзор Euronews.

РЕКЛАМА

На саммите G20 в сентябре 2023 года индийский премьер Нарендра Моди объявил о создании экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC), но какие страны присоединятся к этому проекту? Когда его запустят? Какие вызовы стоят перед европейцами, а какие открываются перспективы?

Инициативу IMEC продвигают Саудовская Аравия, ОАЭ, Италия, Германия и Франция, а также ЕС в целом и Соединённые Штаты.

В каком-то смысле Нью-Дели следует примеру Пекина, который развивает зону свободной торговли Всестороннее региональное экономическое партнёрство (RCEP) и торговый маршрут «Пояс и путь» (или «Один пояс – один путь»). Пекин также прокладывает обширные железнодорожные и автомобильные сети для дальнейшей торговой интеграции региона.

В 75-ю годовщину своей независимости Индия стала пятой по величине экономикой мира, обогнав Великобританию, бывшую колониальную державу. Растущее соперничество Пекина и Нью-Дели создаёт новые возможности для Европы.

В чём суть IMEC?

Проект IMEC является частью более широкого Партнёрства для глобальной инфраструктуры и инвестиций (PGII), которое было запущено в июне 2022 года. Его цель – реализовывать «революционные» инфраструктурные проекты в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД).

Коридор протяжённостью 4800 км будет состоять из морских и железнодорожных маршрутов. Он будет разделён на две части: Восточный коридор соединит Персидский залив с Индией, а Северный свяжет Персидский залив с Европой.

Частью одной сети станут такие известные порты, как Фуджейра, Джебаль-Али и Абу-Даби в ОАЭ, Хайфа в Израиле, Мундра и Кандла в Индии, а также греческий Пирей, французский Марсель и итальянская Мессина. 

Учитывая современные проблемы и геополитическую напряжённость, особое внимание будет уделено повышению эффективности логистических цепочек, снижению выбросов парниковых газов и созданию рабочих мест.

Возможности для Европы

Ближний Восток и регион Персидского залива стали центром интересов многих крупных игроков. Влияние Китая наиболее сильно в этом регионе, который не только богат запасами нефти и газа, но и является одним из центров управления мировой экономикой.

Таким образом, IMEC позволит Европе установить своё собственное влияние в Персидском заливе, препятствуя планам единоличного китайского доминирования. Это также возможность противостоять конкуренции России. 

Как заявила Урсула фон дер Ляйен в своем выступлении на мероприятии PGII в сентябре 2023 года в Нью-Дели, IMEC способен снизить транспортные расходы на 30-40% по маршруту от европейских портов до конечных пунктов коридора.

«Это будет самое прямое на сегодняшний день сообщение между Индией, Персидским заливом и Европой. Благодаря железнодорожной сети Индия и Европа станут ближе, благодаря электрическим кабелям и водородным трубопроводам будет развиваться торговля чистой энергией между Азией, Ближним Востоком и Европой, а высокоскоростные кабели передачи данных свяжут некоторые из самых инновационных цифровых экосистем в мире, создавая возможности для бизнеса«, – заявила глава Еврокомиссии. 

К соглашению присоединились в общей сложности 8 стран, на которые приходится 40% населения планеты и более половины мирового ВВП. 

Препятствия, которые предстоит преодолеть Европе

Самым большим препятствием на пути IMEC является война на Ближнем Востоке, так как ожидается, что она приведёт к значительным задержкам в реализации проекта и сведёт на нет прогресс, достигнутый до сих пор на пути разрядки дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Европе будет трудно отстаивать свои интересы в условиях геополитической неопределённости.

Кроме того, до сих пор остаётся неясным вопрос о сроках. Недавно участникам не удалось собраться для утверждения «плана действий», как было согласовано на первоначальной встрече G20. Нет подробностей и о финансировании – на развитие портовых соединений, железных дорог и т. д. потребуются миллиарды евро.

Одной из самых сложных задач для Европы станет обеспечение того, чтобы технологии, деньги и другая инфраструктура, которая будет создана под зонтиком IMEC, не использовались для продвижения или усиления влияния России и Китая.

На фоне украинской войны роль Ближнего Востока для России значительно возросла. За первые 5 месяцев 2023 года ОАЭ экспортировали в Россию компьютерные компоненты, коммуникационное и электронное оборудование на сумму 233 миллиона долларов. Это огромный рост по сравнению с 2 миллионами долларов за тот же период прошлого года. С другой стороны, Китай стал крупнейшим покупателем нефти и газа из стран Персидского залива.

Геополитика IMEC весьма запутанна, поскольку и Саудовская Аравия, и ОАЭ – страны, чьи порты будут играть главную роль в налаживании связей и расширении торговли, – имеют статус «партнёров по диалогу при ШОС». К тому же Абу-Даби уже объявил о намерении вступить в БРИКС. Эр-Рияд, скорее всего, тоже станет частью растущего экономического блока под эгидой Пекина.

РЕКЛАМА

Поскольку мир движется в сторону минилатерализма, что подразумевает сотрудничество небольших групп стран-единомышленников для решения коллективных задач, IMEC предоставляет Европе возможность расширить свою внешнюю торговлю и улучшить доступ к глобальным рынкам.

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить его!

Средний рейтинг 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Пока что нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Мы сожалеем, что это сообщение не было полезным для вас!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите нам, как мы можем улучшить этот пост?