Несмотря на потерю бизнеса, разрушения и постоянную угрозу новых обстрелов, предприниматели прифронтового города в Донецкой области Украины демонстрируют несгибаемую силу духа.
В городе, где повсюду видны изуродованные войной здания, разрушенная пиццерия напоминает о жизнях, оборвавшихся в одно мгновение.
В июне этого года российская баллистическая ракета попала в популярную закусочную в центре Краматорска, в результате чего погибли 13 человек, в том числе несколько подростков, семеро сотрудников пиццерии и известная украинская писательница и правозащитница Виктория Амелина, скончавшаяся в больнице.
Сегодня на месте входа в ресторан лежат живые цветы и записки. Возле импровизированного мемориала висит футболка – часть униформы официантов – с надписью «Мы никогда не забудем».
«Как предприниматель я, конечно, сожалею о потере имущества, но есть то, что невозможно вернуть – человеческие жизни«, – говорит Дмитрий Игнатенко, владелец Ria Pizza.
Разбомбленное здание в Краматорске напоминает о том, что бизнес в этом прифронтовом городе Донецкой области подвергается серьёзному риску. Но это не останавливает многих других владельцев предприятий, которые за последний год открыли свои двери для посетителей.
По оценкам городского совета, в настоящее время в Краматорске работают порядка 50 ресторанов и 228 магазинов, что в три раза больше, чем в прошлом году. Судя по всему, большинство из них приостановили работу в первые дни войны и теперь вновь открылись.
«Мы понимаем, что это риск, и идём на него, потому что это наша жизнь, – говорит Елена Зябина, администратор ресторана W-burger в Краматорске. – Где бы мы ни были, нужно работать. Мы работаем здесь, это наш осознанный выбор«.
До войны сеть ресторанов W-burger работала в основном в Донецкой и Луганской областях. Но после вторжения России в Украину в феврале 2022 года она смогла вновь открыться только в Краматорске. Чтобы как-то развивать бизнес, были также запущены рестораны в Киеве и Днепре.
Заведение в Краматорске – лучшее в сети по рентабельности, несмотря на то, что цены здесь на 20% ниже, чем в столичном ресторане.
«Я рыдала«, – говорит Зябина, вспоминая тот день, когда узнала о ракетном ударе по W-burger.
Экономика Краматорска адаптировалась к войне. В городе находится региональный штаб украинской армии, а многие кафе и рестораны посещают в основном военнослужащие, а также журналисты и сотрудники гуманитарных организаций.
Украинские женщины часто приезжают сюда, чтобы повидаться с возлюбленными.
Солдаты шутят, что Краматорск – это их Лас-Вегас, где есть все необходимые «роскошества«, например, хорошая еда или кофе. Но в ресторанах предлагают только безалкогольное пиво из-за близости города к фронту.
Улицы города в основном пусты, здесь разъезжают только военные машины. Оставшиеся в городе жители избегают людных мест.
И всё же нынешняя ситуация далека от того, что было в первые дни войны, когда в одночасье были закрыты магазины, рестораны и кафе. Закрылись заводы, десятки тысяч людей остались без работы.
«Благодаря военным мы ещё сможем вернуться в город«, – надеется Александр, попросивший по соображениям безопасности называть его только по имени.
Он является соучредителем одного из многочисленных военторгов в Краматорске. По словам Александра, цены здесь всего на 1 гривну (3 евроцента) выше, чем у производителя. Предприниматель признаётся, что его цель – не заработать деньги, а обеспечить военнослужащих необходимым снаряжением.
«Ракета может прилететь в любой момент»
Многие жители радуются новым возможностям трудоустройства, которые возникают с открытием магазинов и ресторанов.
Но для пожилых людей возможностей стало меньше, говорит 54-летняя Татьяна Подосинова. Она 32 года проработала на Краматорском машиностроительном заводе, но с началом войны предприятие закрылось из-за угрозы обстрелов.
«Я надеялась проработать на заводе до пенсии«, – говорит она. Сейчас большинство рабочих мест – в сфере обслуживания, где у неё нет необходимого опыта.
Она всё же нашла работу в аквариуме «Дивовижні рибки», который возобновил работу через несколько месяцев после начала войны. Здесь содержатся сотни экзотических рыб и десятки попугаев.
При этом ведение бизнеса по-прежнему связано с риском. Владелец пиццерии Дмитрий Игнатенко каждый день приходит к разрушенному ресторану. Он не знает, зачем. Он выглядит усталым и говорит шёпотом.
Как и многие другие владельцы бизнеса, Дмитрий воспринял успешное контрнаступление Украины в соседней Харьковской области в прошлом году как знак того, что жизнь может вернуться и в Краматорск.
Но пока у него нет планов по восстановлению или открытию нового ресторана.
«Ракета может прилететь в любой момент», – подытожил предприниматель.