Согласно новому закону, одобренному французскими законодателями, нарушителям грозит тюремное заключение или крупные штрафы.
В четверг французский парламент принял законопроект о регулировании деятельности популярных блогеров (инфлюенсеров) в социальных сетях в целях пресечения продвижения опасных продуктов и идей.
За принятие документа проголосовали 342 сенатора из разных политических кругов. Законопроект внесли в парламент депутат-социалист Артур Делапорт и представитель президенсткой партии «Возрождение» Стефан Вожетта.
«Мы можем гордиться этим беспрецедентным соглашением», — сказал докладчик Амель Гаккерр, сенатор, которому было поручено представить законопроект в верхней палате.
Выступая после голосования, младший министр торговли Оливия Грегуар высоко оценила «приверженность парламентариев» и «качество этой работы».
По оценкам, во Франции насчитывается 150 000 инфлюенсеров, но действия некоторых из них уже давно вызывают критику.
«Инфлюворы»
Истцы подали коллективные иски, а французское Управление по предотвращению мошенничества (DGCCRF) опубликовало язвительный отчет.
Более удивительно, что французский рэпер Booba выступил в цифровом крестовом походе против тех, кого он прозвал «инфлюворы» (фр. «influvoleurs»), обратив внимание на проблему с помощью своей кампании в социальных сетях.
Призывы к регулированию этой сферы звучат все чаще из-за обвинений в адрес популярных блогеров в продвижении опасных продуктов и даже мошенничестве.
Например, влиятельных блогеров Иллана Кастроново и Симона Кастальди обязали разместить в социальных сетях сообщение от DGCCRF в отношении некоторых из их материалов.
Некоторые инфлюенсеры имеют скромную аудиторию, другие же — настоящие знаменитости с миллионами подписчиков и могут влиять на потребительское поведение, особенно среди молодежи.
«Инфлюенсеры будут продолжать работать. «Ифлюворы» будут существовать всегда, но они будут знать, что закон готов их наказать», — сказал Делапорте.
«Так мы защищаем потребителей, особенно молодых», — добавил Вожетта.
Как закон затрагивает деятельность влиятельных блогеров?
В тексте предлагается юридически определить инфлюенсеров как физических или юридических лиц, которые за вознаграждение используют свою известность для продвижения товаров и услуг в Интернете.
Документ запрещает продвижение некоторых видов товаров и услуг, например таких как косметическая хирургия, и запрещает или жестко регулирует продвижение ряда медицинских изделий.
Он также запрещает продвижение продуктов, содержащих никотин.
В нем регулируются вопросы, касающиеся спортивных ставок и азартных игр: инфлюенсеры больше не могут рекламировать подписку на спортивные прогнозы, а продвижение игр на деньги возможно лишь на платформах, технически ограничивающих доступ несовершеннолетних.
Наказание за несоблюдение закона — два года лишения свободы или штраф в размере 300 000 евро.
Закон также запрещает постановочные сцены с животными, владение которыми запрещено.
С рекламными изображениями — например, косметики — необходимо указывать информацию о ретушировании и использовании специальных фильтров, делающих снимки более привлекательными.
Несколько сенаторов подчеркнули необходимость укрепления ресурсов регулирующих органов в будущем, включая ресурсы DGCCRF и Управления по финансовым рынкам.
«Шерифов много, и у них должны быть средства для нормальной работы», — сказал Гаккерр. Это произошло после того, как министр экономики Бруно Ле Мэр в прошлом месяце предупредил, что эта сфера «не может оставаться Диким Западом».
Кого еще это коснется?
Деятельность агентов инфлюенсеров также будет регулироваться. Письменный контракт становится обязательным, если сумма, о которой идет речь, превышает определенный уровень. В тексте также предусмотрены меры по привлечению интернет-платформ к ответственности.
Хотя многие успешные инфлюенсеры работают за рубежом, например, в Дубае, текст обязывает тех, кто работает за пределами Европейского союза, Швейцарии или Европейской экономической зоны, страховать гражданскую ответственность на территории ЕС. Заявленная цель — создание фонда для выплаты компенсаций потенциальным пострадавшим.
В конце марта Союз специалистов влияния и создателей контента (UMICC), который недавно начал представлять агентства в этом секторе, высоко оценил «похвальные и важные предложения».
Однако они также предупредили законодателей о риске «дискриминации или чрезмерного регулирования».