Мир стремительно меняется, люди меняются, и рынок тоже терпит изменения. За последние 20 лет, пожалуй, даже в большей степени, чем за целое столетие.
Индустрия прямых продаж – крупный сегмент экономики. Только в России он составляет оборот в 2,17 млрд долларов, в котором занято более 4,5 миллионов человек.
Отчет, опубликованный в июле 2021 года Всемирной федерацией ассоциаций прямых продаж (WFDSA), показал, что в 2020 году оборот отрасли составил 179,3 млрд долларов (в России – 2,171 млрд долларов), рост продаж – 2,3% в мире, 7,1% – в России. Там, где большинство отраслей терпело убытки из-за Covid-19, совокупный годовой темп роста прямых продаж за 3 года уверенно шел вверх (этот показатель – 3%).
Что нам говорит индекс прямых продаж Capital Advisors сегодня?
Индекс прямых продаж Capital Advisors (DSCI)* в апреле 2022 года снизился на 5,4%. До сих пор в 2022 году индекс терял в цене каждый месяц и упал примерно на 50% по сравнению со своим пиком в середине 2021 года. Промышленный индекс Доу-Джонса (DJIA)** упал примерно на такой же процент, 4,9%, в марте, отметив третий месяц падения из четырех в 2022 году. Следовательно, DSCI незначительно отставал от общего фондового рынка в апреле.
Снижение DSCI в апреле было широкомасштабным. Только один из ее 17 компонентов, крупная компания Medifast, продемонстрировала рост за месяц, в то время как семь участников (четыре компании с большой капитализацией и три компании с малой капитализацией) зафиксировали двузначные потери в процентных пунктах.
Апрель 2022 года стал худшим месяцем для индексов фондового рынка после панической распродажи в марте 2020 года из-за первоначальных сообщений о COVID-19. Более широкий индекс S&P 500 за месяц потерял 8,8%, что значительно больше, чем индекс DJIA.
Виновник всего этого: одним словом, инфляция.
Исследования
Ассоциация прямых продаж Direct Selling Association (DSA) проводила сравнительный анализ результатов исследований 2018 и 2021 гг. об отношении населения Российской Федерации к методу прямых продаж. Исследование проводилось в форме интервью с 1500 респондентов старше 18 лет из 8 Федеральных округов РФ, а также Москвы (Московская область), Санкт-Петербурга (Ленинградская область). Исследователи сообщают, что погрешность выборки составляет не более 2.53%.
Любопытно, что в 2020 году основным источником информации о продукте стал консультант, в то время, как в 2018 году он занимал третье место, уступая интернету и родственникам. Более 70% респондентов узнавали о товаре непосредственно от консультантов в 2021 году, 63% — из интернета и 50% — от родственников и знакомых. За 2018 год эти цифры следующие: консультанты – 25,4%; родственники – 32%; интернет – 33,7%. Также, мы видим, что эффективность рекламы по телевидению снизилась за 3 года почти в два раза – с 13,1% до 7,6 %.
Как и прежде, лидерами товаров реализуемые методом прямых продаж остаются средства личной гигиены и товары для ЗОЖ.
Рынок wellness
По словам экспертов, рынок оздоровительных услуг сегодня переживает бум. До пандемии COVID-19 здоровье и хорошее самочувствие уже были приоритетом для потребителей, но сейчас, на фоне непрекращающейся эпидемии и постоянного стресса, забота о себе в фокусе внимания людей в большинстве стран мира. Повышение потребительского интереса, наряду с глобальной цифровизацией, открывают широкие возможности для бизнеса, тем более что уход за собой теперь рассматривается как необходимость, а не выбор.
В частности, 47% россиян определяют здоровье и здоровый образ жизни своей целью на ближайшее время. На фоне COVID-19 существенно возросло использование телемедицины — дистанционных медицинских консультаций, ожидается, что мировой рынок этого направления достигнет 218,5 млрд долларов в 2025 году при среднегодовом темпе роста 28,34%.
Мировой wellness-рынок по состоянию на осень 2021 год оценивался в 1,5 трлн долларов. Он продолжает расти со скоростью 5–10% в год, а объем инвестиций в технологические wellness-стартапы (приложения, трекеры, носимые устройства и т.д.) составил 1,7 млрд долларов только в первом полугодии 2021 года.
Well-being, wellness и биохакинг сыграли большую роль на рынке БАД, однако куда большее воздействие оказала на него пандемия COVID-19.
«Новые ограничения — новые точки роста», — сказали компании и кинули бОльшую часть ресурсов на интернет-рынок и развитие в Мировой паутине. Так, за 2021-2022 года компания Coral Club провели три крупных онлайн-проекта и создала собственной платформы для проведения онлайн-мероприятий. Общий охват digital-проектов компании составил около 3 миллионов человек.
К тому же, пандемия заставила общество сфокусироваться на заботе о себе и собственном здоровье. Некоторые компании, пользуясь случаем, расширили ассортимент. В апреле 2020 года компания Dabur India Ltd расширила свой портфель продуктов, отпускаемых без рецепта, запустив 100% аюрведический природный усилитель иммунитета. Компания FMCG в партнерстве с Amway India выпустила новую линейку фруктовых соков Natural и продукт Phytoviron для укрепления иммунитета и Immunity Pack – набор витаминов, минералов и фитонутриентов для укрепления иммунитета.
Кроме того, сегодня все большее количество производителей старается отвечать на актуальный в последнее время запрос на экологичность. К примеру, многие используют натуральные ингредиенты и упаковки, а также фиксируют внимание потребителя на том, что они не тестируют компоненты на животных. Планируя рекламные кампании, производители все чаще выбирают бережный tone of voice, не давят на боли, участвуют в социальных и экологических инициативах. Все это повышает лояльность покупателей.
Примечания
* DSCI — это взвешенный по рыночной капитализации индекс всех отечественных публичных компаний прямых продаж с рыночной капитализацией не менее 25 миллионов долларов.
** Промышленный индекс Доу-Джонса (DJIA) — широко известный эталонный индекс в США для акций «голубых фишек» — наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями доходности. Индекс охватывает 30 крупнейших компаний США. Определение «промышленный» — не более чем дань истории: ныне многие из этих компаний не принадлежат к данной отрасли. Первоначально индекс рассчитывался как среднее арифметическое цен на акции охваченных компаний.