Сбербанк сейчас занимает треть всего рынка структурных продуктов в России. Всего с учетом страховых компаний и иностранных банков он оценивается в 300 млрд рублей, говорит основатель индексной компании «Бета Финансовые Технологии» Арарат Мкртчян.
Помимо Сбербанка, такие бумаги в этом году выпускал, например, банк «Открытие», который сделал четыре выпуска инвестиционных облигаций суммарно на 800 млн рублей. Средний чек составляет 4-5 млн рублей, сказала Forbes руководитель направления Private Banking «Открытия» Виктория Денисова.
У ВТБ в этом году было пять выпусков инвестиционных облигаций на 5 млрд рублей, рассказал Forbes главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов.
У Альфа-Банка в этом году новых выпусков не было, в обращении находятся четыре выпуска на 3,2 млрд рублей, уточнил директор отдела структурных продуктов Альфа-банка Денис Аношин. Средний чек среди клиентов Альфа-банка составляет около $20 000. Бумаги доступны и неквалифицированным инвесторам, но наибольший спрос наблюдается со стороны состоятельных клиентов «А-Клуба» и сегмента Affluent, уточняет он.
«В пору снижающихся депозитных ставок такой инструмент является прекрасной альтернативой депозиту», — считает директор департамента развития продуктов и сервисов УК «Альфа-Капитал» Данила Панин.
Тинькофф Банк сделал в этом году два выпуска инвестиционных облигаций на 20 млрд рублей. Они продаются частным инвесторам через «Тинькофф Инвестиции», целенаправленно в качестве замены депозитам клиентам их не предлагают, рассказали в пресс-службе банка.
Какие риски
Компании, называя такие бумаги альтернативой депозиту, лукавят, уверен Арарат Мкртчян. Выплата основного дохода не гарантирована и зависит от динамики базовых активов — акций, валюты, индексов, товаров, поясняет Владимир Потапов из ВТБ. Например, он может быть привязан к движению индекса Московской биржи, но клиент сможет заработать только в том случае, если индекс будет расти. Или, например, условием выплаты купона может быть то, что акции ни одной из пяти компаний, к которым привязана бумага, в даты наблюдений не упадут ниже определенного уровня, рассказывает Арарат Мкртчян.
Такое условие содержится, например, и в выпуске инвестиционных облигаций банка «Открытие» от 25 сентября, где базовым активом для расчета дополнительного дохода являются акции пяти компаний: Samsung, Cisco, Qualcomm, Skyworks solutions и Xilinx. Чтобы владелец получил дополнительный доход, стоимость каждой из акций в определенный день, когда по правилам эмиссии бумаги рассчитывается этот показатель, должна быть равна или выше стоимости акций в день размещения облигации.
«Понятно, что вероятность такого исхода крайне мала. Обязательно найдется бумага, которая упадет», — уверен Мкртчян.
У Сбербанка, например, есть облигации, доход по которым привязан к портфелю из пяти акций в сфере кибербезопасности (Tencent Holdings, NetEase Inc, Electronic Arts Inc, Activision Blizzard Inc, Sony Corp), курсу доллара, стоимости акций Роснефти или котировкам нефти марки Brent.
Сложность структурных продуктов состоит в том, что получение дохода не гарантировано и зависит от определённых условий, в обычных же продуктах, например депозитах или облигациям, доход не зависит от иных условий, говорит глава инвестиционного и страхового бизнеса ФГ БКС Эдвард Голосов.
Второй риск при покупке инвестиционных облигаций связан с продажей бумаги на рынке до погашения. Дело в том, что защита в этом инструменте работает только «по расписанию», говорит Голосов из БКС. Если выходить из него раньше запланированного срока погашения, инвестор рискует не вернуть 100% вложенных средств. В этом случае стоимость бумаги будет зависеть уже от рыночных условий, поясняет он. А на самом деле от решения того, кто выпустил бумагу — до погашения банк-эмитент может выкупить ее у держателя по любой цене, в том числе за 0 рублей.
Кроме того, он советует клиентам, которые покупают такие бумаги, следить за уровнем банковской комиссии, так как в отдельных компаниях они могут «съесть» даже минимальный гарантированный доход.
«На следующий день после покупки такой облигации ее стоимость будет равна той сумме, которую я заплатил, минус комиссия — как правило, от 5%. То есть если вы захотите продать облигацию до срока погашения, есть риск не вернуть вложенные средства в полном объеме», — соглашается и Арарат Мкртчян.
Виктория Денисова из банка «Открытие» соглашается, что это инвестиционный инструмент со всеми связанными с этим рисками. «Это инструмент, более похожий на облигации, по которому инвестор принимает на себя кредитный риск банка, его выпустившего. Именно поэтому их предлагают крупные, надежные банки — такие как Сбербанк, ВТБ и «Открытие», — поясняет она.