Как сделать так, чтобы европейские кадры имели квалификацию, которой ждет от них рынок труда? Программа “Реальная экономика” предлагает разобраться…Общеизвестно, что кризис болезненно ударил по сектору занятости. Более 12 миллионов европейцев были без работы не менее года. Самая многочисленная группа среди них – высококвалифицированные мужчины. Реинтеграцию этих людей на рынок труда поддерживают Европейский социальный фонд и Европейский региональный фонд. Правда, отмечают специалисты, этой поддержки недостаточно: нужны инициативы частного сектора.
Знакомьтесь: 34-летний Ронан, житель Дублина, сегодня – успешный предприниматель. Однако ему было непросто вернуться на рынок труда после длительной безработицы. Диплом юриста не уберег Ронана от рецессии и сокращения рабочих мест. Ронана уволили. Мужчина провел без работы два года: “Я не знал, куда идти. Я был в подвешенном состоянии. У меня был опыт работы, но, наверное, я был недостаточно квалифицированным. Я узнал об Академии инноваций и подал заявку на вступление”.
Ронан прошел 6-месячный курс, а затем открыл собственную компанию в мире футгольфа – этот вид спорта, становится все более популярным в его стране. С 2011 года 30 000 человек получили сертификат академии “Springboard” ( в переводе – “Трамплин”). Большинство выпускников успешно вернулись на рынок труда с новыми силами и знаниями.
Эвелин Катерино – бизнес-консультант в Париже. По ее данным, сегодня все чаще компании готовы тратить деньги на то, чтобы либо “подтянуть” собственных сотрудников до новых требований рынка, либо предложить им освоить иное направление в рамках компании. Все это нередко позволяет избежать сокращений. Эвелин рассказывает: “Рынок труда меняется, специалисты нужны совсем другие. Кандидаты должны получить новые знания. Мы также становимся свидетелями существенной внутренней ротации: компании пытаются мотивировать своих сотрудников и так избегают увольнений” “.
Согласно прогнозам, наибольший потенциал имеет сфера услуг. Если же говорить о странах, то за работой нужно ехать в Германию, Великобританию и Францию. А вот в Ирландии, напротив, следует срочно создавать рабочие места….
Гость программы “Реальная экономика” комиссар ЕС по вопросам занятости и социальной политики Мариан Тиссен.
Вопрос: “Что происходит в Европе? Мы действительно теряем компетенцию? Рынок кардинально изменился?”
Тиссен: “ Сегодня у нас есть более 2 миллиона вакансий, на которые не хватает кандидатов, потому что у людей нет соответствующих знаний. Мне сложно говорить о ЕС как о едином целом. В разных странах, регионах ситуация разная. Если вы поедете в Тулузу, например, то там для трудоустройства понадобятся знания по аэронавтике (город славится профильной индустрией). А в Лондоне ситуация другая – там проще найти работу, если вы – финансист. Именно поэтому отрасль образования и рынок труда должны постоянно обмениваться информацией.
Только так мы сможем получить сбалансированную и объективную картину. Сегодня же речь идет о двух параллельных мирах “.
Вопрос: “ Образование и рынок труда “заговорят” друг с другом только после структурных реформ. Но реалистичны ли они?”
Тиссен: “ Мы требуем от правительств стран-членов Евросоюза системы социальной защиты. Это система, которая поддерживает людей в трудный период и одновременно открывает перед ними двери. В частности, новые возможности нужны людям, давно потерявшим работу, это особая категория. Для того, чтобы помочь им, мы предлагаем странам-членам ЕС взять на вооружение систему личностной оценки потенциальных кадров. Каковы их преимущества и недостатки по сравнению с другими специалистами? Что мешает им вернуться на рынок труда? В какой-то момент им нужно сделать конкретное предложение, но и они должны выполнять свои обязательства. За людьми нужно наблюдать, отслеживать их взлеты и падения. Иначе они потеряют мотивацию, не смогут ни переучиваться, ни работать”.
Отдельный вопрос – трудоустройство молодых. Как помочь вступающим в жизнь найти работу, построить карьеру? Ответы на эти вопросы ищет Европейская инициатива обеспечения трудоустройства. Одно из решений – стажировка. Однако дать молодежи работу еще не значит помочь построить карьеру.
знакомьтесь: ресторан “Fifteen” в британском Корнуолле. Он может похвастаться командой мотивированных и энергичных стажеров. Ресторан ежегодно набирает ребят в возрасте 16-24 лет, выделяя немалые деньги на их обучение. Карл Джонс отвечает за организацию стажировок: “На моей памяти около сотни молодых людей прошли у нас стажировку. 80% из них до сих пор работают в сфере обслуживания. Даже те, кто не закончил курс. Они работают в ресторанах и гостиницах”.
Власти бьют тревогу: процент безработных молодых людей в два раза больше, чем процент безработных европейцев в целом. Десятая часть нетрудоустроенной молодежи – это люди, которые не закончили школу. Растущую популярность в Европе приобретают программы стажировки, школы “второго шанса”. Они помогают молодым людям получить необходимые знания и умения для того, чтобы удовлетворить требования рынка и построить карьеру. Разработанная “звездным” шеф-поваром Джейми Оливером программа стажировки в ресторане “Fifteen” уже стала образцом для других подобных проектов в Европе. Единственной проблемой остается финансирование. Не все предприниматели знают, куда именно обращаться.
Для этого же ресторана все началось с двухмиллионной инвестиции от Европейского социального фонда и Европейского фонда регионального развития. Фонды подключились после того, как выяснилось, что ресторан работает с ребятами из региона, где уровень безработных людей в возрасте до 26 лет достигает 25%.
Джек Бристоу закончил курсы при ресторане: “Стажировка – это прекрасная возможность для таких, как я. У меня никогда не было хороших оценок. Я ходил в школу, собирался даже в университет, но потом понял, что это не для меня. А вот стажировка стала для меня очень важным толчком “
Как видит ситуацию с занятостью молодых комиссар Тиссен?
Слово – политику: “Сегодня я вижу несколько проблем. Так, работодатели стали более требовательными, это факт. С другой стороны, нельзя не принимать во внимание и то, что молодые люди часто соглашаются на временную низкооплачиваемую работу, если не находят “работу своей мечты”. Это создает проблемы в будущем, ведь эти ребята не наберут необходимых навыков для того, чтобы все-таки вернуться к поиску “работы мечты”. Именно поэтому мы всячески поддерживаем систему стажировок. Эта система позволяет молодежи получить первый реальный профессиональный опыт, который им необходим. Однако нельзя допускать, чтобы процесс прохождения стажировки затягивался до бесконечности.
Когда мы видим молодых, которые перепрыгивают с одного краткосрочного контракта на другой – это ненормальное состояние рынка труда. Конечно, можно временно рассматривать эту нестабильность как тернистый путь к трудоустройству в будущем, но радоваться, одобрять такое положение дел нельзя. Нельзя, чтобы молодежь постоянно жила в ожидании, терпела нужду в то время, как все постоянные контракты заняты пожилыми людьми. Сейчас мы работаем над системой оценки типов квалификации, в которых нуждается рынок труда в разных регионах. Одновременно мы совершенствуем систему оценки подготовки специалистов”.