Европа разживется деньгами, если уговорит инвесторов

0
(0)

Конец года – время подводить итоги и строить планы на будущее. Программа “Реальная экономика” попыталась разобраться, как действует Европейский стратегический инвестиционный механизм, запущенный в этом году.

Итак, в чем суть проекта ? Европейский фонд стратегических инвестиций задуман как механизм для реализации масштабной инвестиционной программы ЕС объемом в 315 миллиарда евро.

Как приводится в действие этот механизм? Представим стратегический инвестиционный фонд в виде пустого сейфа. ЕС вносит туда 16 миллиардов евро, из которых половина поступает из уже имеющихся фондов, еще половина – в виде гарантий. Еще 5 миллиардов евро пополнят сейф по линии Европейского инвестиционного банка. Начальный капитал новой “кубышки” – 21 миллиард евро, возможно, и больше, если подключатся государства-члены и национальные банки. На основании математических расчетов и оценок экономических перспектив европейские власти ждут, что 21 миллиард евро потенциально может вырасти до 315 миллиардов. Из этой суммы 240 миллиардов должны пойти на стратегические инвестиции, а семьдесят пять миллиардов – на малый и средний бизнес.

Европейским фондом стратегических инвестиций руководит Европейский инвестиционный банк, который также следит за Европейским инвестиционным фондом. Проекты отбираются главным инвестиционным комитетом и во главе которого – назначенный Европейским инвестиционным банком руководитель.

Задача-максимум этого многостороннего проекта – через поддержку инвестиций, в том числе и рискованных, перезапустить посткризисный рост экономики. Неслучайно поэтому отбираемые проекты сфокусированы на стратегическом инвестировании: возобновляемой энергии, образовании, исследованиях. Инвесторам приходится учиться рисковать заново:
в период 2008-2013 годов уровень инвестиций в ЕС упал на семнадцать процентов.

Каковы первые результаты работы нового механизма?. С апреля этого года Европейский инвестиционный банк отобрал тридцать четыре проекта по линии Европейского фонда стратегического развития. На их финансирование нужно примерно 5 миллиардов евро, которые, как ожидается, со временем вырастут до двадцати трех. К этому привлечены тринадцать стран – от Австрии до Финляндии и от Словакии до Ирландии.

Половина отобранных проектов сопряжены с высоким инвестиционным риском в “зеленые” источники энергии. Остальные направлены на исследования в биотехнологии, развитие здравоохранения, инфраструктуры, транспорта. Правда, многие наблюдатели, в их числе и наш собеседник экономист Гунтрам Вольф из исследовательского центра “Bruegel”, считают, что плану не хватает надежности: “Для частных инвесторов самое главное – прибыль и гарантии. А получается, что пока ощутимого снижения риска нет и в государственном секторе, да и прибыли там тоже довольно гипотетические. Власти вкладывают в проект слишком мало государственных средств. При этом на рынке не хватает структурных реформ, конкретных рыночных инициатив, которые бы подстегнули инвестирование”.

Вице-президент Еврокомиссии Юрки Катайнен непосредственно контролирует набор оборотов механизма стратегического инвестирования. Он пояснил, как происходит оценка проектов: “До сих пор господствует представление о том, что проекты якобы отбирает Еврокомиссия, и выделенные средства – это своего рода гранты. На самом деле, все проекты, которые получают финансирование из Европейского фонда стратегических инвестиций, тщательно отбираются независимым инвестиционным комитетом. Указанный фонд не выделяет гранты, нет, он дает займы, предоставляет гарантии. Если сравнивать европейский рынок венчурного капитала с американским, то мы – в хвосте, мы намного отстаем. Вот почему Европейский фонд стратегических инвестиций идет на большие риски. Он осуществляет инвестирование, распределение и поддержку средств между фондами, это касается, к примеру фондов венчурного капитала. Но он также напрямую финансирует проекты и направления… Я уверен, что мы сможем выйти на общее финансирование проектов в 315 миллиардов евро где-то за два с половиной года. У нас есть совместная рабочая группа. Совместная означает, что рука об руку в ней трудятся Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк и власти Китая. Эта группа пытается рассчитать наилучшие варианты для китайских инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса в Старом Свете. Мы хотим дать им больше возможностей, создать инвестиционные платформы. Причем эти платформы открыты и для инвесторов из других стран. Интерес к нашему проекту выражают государства Персидского залива, несколько американских компаний. Я побывал в Сингапуре, где менеджеры некоторых фондов заявили, что планируют больше инвестировать в Европу. Итогом этого года станет вложение в реальную экономику примерно 50 миллиардов дополнительных средств. В следующем году эта цифра должна вырасти минимум вдвое. Еще мы ожидаем следующей весной открытия портала проектов. Это будет такой общеевропейский массивный веб-сайт, где и частные, и государственные промоутеры проектов смогут публиковать свои замыслы и быть увиденными. Это первое начинание. Во-вторых, мы сделаем конкретные предложения по гармонизации на внутреннем рынке, например, на рынке цифровых технологий,. В новом году мы сделаем более гибкими требования для страховых компаний, что позволит им инвестировать в реальную экономику. Мы также гармонизируем правила регулирования на рынке энергоносителей и циркулярной экономики. Европа выбрала путь, по которому будет двигаться вперед, она нацелена на создание нового рынка вместо обеспечения безопасности того, что уже существует “.

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить его!

Средний рейтинг 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Пока что нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Мы сожалеем, что это сообщение не было полезным для вас!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите нам, как мы можем улучшить этот пост?