Поиск меблированной студии в Париже превратился в марафонский забег. Власти вводят дополнительные налоги на пустующие квартиры и борются с засильем Airbnb, но пока это не помогает заметно улучшить ситуацию.
Многие европейские города переживают кризис, связанный с нехваткой квартир при постоянно растущем населении. Французская столица не является исключением. И хотя это явление не ново, напряжение на местном рынке аренды жилья ещё никогда не было таким интенсивным.
По данным агентства недвижимости Lodgis, от начала поиска однокомнатной меблированной квартиры в Париже до заселения проходит в среднем 6 месяцев, при этом в третьем квартале этого года цены на съёмное жильё выросли на 1%.
Столь ограниченный рост цен объясняется тем, что с 2019 года в Париже действуют меры по регулированию арендной платы. В других крупных французских городах рост был значительно выше: более 10% в Бордо и почти 15% в Экс-ан-Провансе, по данным Lodgis.
По словам Алекси Альбана, президента компании Lodgis, эта ситуация объясняется законом спроса и предложения: дефицит жилья становится всё более острым, а спрос на него постоянно растёт.
«Мы наблюдаем возвращение иностранных арендаторов, причём студенты и экспаты по-прежнему предпочитают традиционную долгосрочную меблированную аренду«, – говорится в его аналитической заметке.
Из-за этого многие местные сталкиваются с трудностями при покупке жилья.
Чтобы попытаться решить эту проблему, французское правительство продлит срок действия кредита с нулевой процентной ставкой для семей с низкими доходами и в следующем году распространит эту меру на другие социальные категории.
ОИ-2024: 100 евро и 2 билета в обмен на койку
Согласно заявлению Национальной федерации недвижимости Франции (FNAIM), почти три четверти (73%) профессионалов отметили сокращение предложения на рынке аренды по сравнению с прошлым годом, а 66% также отметили рост спроса.
«Повышение кредитных ставок и ужесточение условий, предъявляемых к заёмщикам, не позволяют некоторым арендаторам стать собственниками; они дольше остаются в съёмном жилье, блокируя «оборот квартиросъёмщиков«, – заявил в августе Лоик Кантен, президент FNAIM.
Он также упомянул о трудностях, с которыми сталкиваются арендодатели, которые вынуждают их продать недвижимость.
Напряжённость на рынке аренды ещё больше усиливается в связи с проведением Олимпийских игр 2024 года, когда в Париж съедутся миллионы туристов.
Широкий резонанс вызвало решение правительства выселить более 2 тысяч студентов из государственных общежитий, чтобы разместить в них олимпийский персонал на летний период. В качестве компенсации им предлагается 100 евро и 2 билета на соревнования.
Cтуденческие организации и оппозиционные политики осудили «пренебрежительное отношение» к учащейся молодёжи со стороны властей, а суды пока приостановили изъятие койко-мест.
Какие решения принимаются в других городах Европы?
Париж – не единственный европейский город, испытывающий острую нехватку жилья.
В Лондоне средняя стоимость аренды двухкомнатной квартиры в центре города составляет почти 2 500 евро в месяц при медианной зарплате в 2600 евро.
Наиболее остро ощущают на себе последствия жилищного кризиса семьи с низкими доходами и молодёжь.
Вена, Париж, Амстердам и другие города решили ввести ограничения на сдачу жилья в аренду через платформу Airbnb. Владельцам жилья нужно регистрироваться в мэрии, существует лимит на количество дней в году, когда жильё можно сдавать. Есть также планы полностью вывести с рынка краткосрочной аренды определённые городские кварталы, где местным жить не по карману.
В Берлине за нарушение строгих правил действуют крупные штрафы.
Альтернативное решение – введение налога на пустующую недвижимость, чтобы побудить домовладельцев сдавать в аренду заветные квадратные метры.
В Испании в прошлом году был принят первый в Европе национальный закон о «праве на жильё», предусматривающий, в частности, налог на владельцев жилплощади, оставляющих её незанятой его в течение длительного времени.
Вслед за испанцами правительство Франции ввело в этом году аналогичный налог для городов с населением более 50 000 человек.