Для криптовалютного сообщества 2016 год выдался отличным. Биткоин (Bitcoin) удвоился в цене, стоимость основной его альтернативы, эфириума, возросла на порядок. Но опередила всех другая, гораздо менее известная криптовалюта — Monero. Подорожав в 27 раз, она стала золотым дном не только для спекулянтов, но и для сторонников финансовой секретности по всему миру, включая нескольких внезапно разбогатевших онлайн-наркоторговцев. За последний год капитализация сверханонимной системы Monero увеличилась на 2760%, сделав ее лучшей криптовалютой 2016 года. Сегодня один Monero можно купить за $12, а общая стоимость всех монет выросла до 165 млн долларов. Для сравнения, в начале прошлого года один Monero стоил всего $0,5. Взрывному росту способствовали уникальные методы обеспечения приватности, далеко выходящие за рамки децентрализации. Именно она делает биткоин независимым от правительств и банков. Monero изначально разрабатывалась в интересах безопасности: валюта полностью анонимна, а транзакции с ее участием практически невозможно отследить. Эти особенности сделали Monero фаворитом по крайней мере в одном сообществе, которое ценит секретность — на черном интернет-рынке (даркнет). В августе сайт Alphabay начал предлагать продавцам платежи в Monero как альтернативу биткоину. Быстрый поиск по сайту показывает, что продавцы ворованных кредитных карт, наркотиков и оружия высоко оценили новую криптовалюту. Признание со стороны преступников говорит о ее потенциале в вопросе анонимности, считает Рикардо Спаньи, один из основных разработчиков. Он говорит:
«Всплеск популярности среди людей, жизненно заинтересованных в сохранении приватности, говорит о многом. Если валюта подходит наркодилерам, то она хороша и для всех остальных».
Не биткоин Заманчиво рассматривать криптовалюты с точки зрения биткоина — отчасти потому что многие из них являются его разновидностями. Однако Monero полностью уникальна. Впервые его описал пользователь с ником Николас ван Сабехаген в октябре 2013-го. Тогда валюта называлась Cryptonote. Позднее другой пользователь, под ником thankful_for_today, воплотил идеи Николаса в валюте под названием Bitmonero. В 2014 году мнения участников форума Bitcointalk разошлись с идеями thankful_for_today, и было проведено ветвление (fork). Так появилась Monero — «монета» в переводе с эсперанто. Ее структура лишена нескольких ключевых уязвимостей, которые есть у других криптовалют. Биткоин, несмотря на свою высокую репутацию, давно застрял в странном парадоксе конфиденциальности. В отличие от коммерческих сервисов, таких как PayPal, биткоин позволяет любому анонимно тратить деньги в интернете. Но если биткоин-адрес связан с реальным владельцем, то любая транзакция с этого адреса отлично прослеживается в общей цепочке блоков транзакций (блокчейне) — этакой учетной книге, предотвращающей мошенничество и подлог в экономике биткоина. Сокрытие данных операций требует принятия дополнительных мер, например, маршрутизации платежей через сайты-посредники. Они перемешивают монеты в случайном порядке (и периодически их воруют). Другой вариант — coinjoin, встроенный в некоторые кошельки. Программа перемешивает платежи, осложняя их отслеживание. Эксперт по шифрованию и криптовалютам Питер Тодд говорит:
«Если бы я платил за жилье биткоинами, без дополнительных предосторожностей с моей стороны домовладелец мог бы легко выяснить, сколько я зарабатываю, и повысить арендную плату. По сути, мы раздаем информацию, которую вряд ли захотели бы сделать общедоступной».
В Monero не только встроены специальные механизмы обеспечения анонимности, но и реализованы некоторые функции, до сих пор недоступные биткоину. Для генерации зашифрованного адреса используется техника под названием «скрытые адреса»: продавец может получить причитающуюся сумму, однако связать скрытый адрес с владельцем не получится. Для этого применяется метод групповой подписи — каждый потраченный Monero включается в сотни других транзакций. В результате адрес покупателя смешивается с группой случайных адресов, и с каждой последующей транзакцией число возможных комбинаций увеличивается в геометрической прогрессии. Кроме того, применяются групповые конфиденциальные транзакции, скрывающие сумму каждой сделки. Спаньи говорит:
«Даже с огромной вычислительной мощностью шанс найти что-то полезное в метаданных криптографически незначителен».
Он отмечает, что в будущих версиях в Monero будет встроен анонимайзер I2P для защиты не только транзакций пользователей в сети Monero, но и интернет-трафика, лежащего в их основе. Все это делает Monero новым словом в деле защиты финансовой конфиденциальности пользователей криптовалют. По словам Тодда, у него есть небольшой счет в Monero, на который он переводит биткоины при необходимости незаметно потратить свои накопления. Для этого он использует сервис Shapeshift, конвертирующий Monero в биткоин еще до того, как деньги дойдут до получателя. Он говорит:
«На самом деле я использую Monero, чтобы анонимно проводить платежи в биткоинах».
Рынок Monero Высокая секретность объясняет популярность Monero в даркнете. После того, как прошлым летом площадки Alphabay и Oasis интегрировали криптовалюту в платежи, ее капитализация подскочила в шесть раз. В прошлом месяце в интервью Bitcoin Magazine представитель Alphabay сказал, что сделки в Monero занимают около 2% от общего числа продаж. Процент небольшой, но годовой оборот, вероятно, исчисляется многими миллионами долларов, учитывая лидирующую позицию Alphabay, потенциальный размер сетевого черного рынка и скорость его роста. По словам Спаньи, Monero, без сомнения, найдет применение и в других сомнительных отраслях, таких как вымогательство, азартные игры и порноиндустрия. Однако программист верит, что во многих случаях применение валюты будет вполне безобидным и даже оправданным, например, при покупке запрещенных книг в странах с диктатурой или для сохранения сведений о своем состоянии в тайне. Спанья утверждает, что разработчики не в состоянии контролировать способы, какими используется Monero. Спаньи говорит:
«Я не должен решать, что можно или нельзя делать с валютой, как и никто другой с точки зрения программного кода».
Monero — не первая криптовалюта, разработанная для апологетов финансовой секретности: дэш (dash), ранее дарккоин (darkcoin), использует технику coinjoin, позволяющую владельцам смешивать транзакции с другими. Подобный подход Тодд называет «умеренной формой конфиденциальности по сравнению с тем, что предлагает Monero». Совсем недавно дебютировала криптовалюта zcash. Разработчики обещают максимальный уровень секретности — в нее встроены специальные шифровальные механизмы, не только снижающие вероятность отслеживания, но и делающие его математически невозможным. На черном рынке новинка пока не получила широкого распространения, поскольку до сих пор требует работы в режиме командной строки. Спаньи утверждает, что он и другие разработчики не получили особой выгоды от внезапного взлета стоимости Monero. Он говорит: «Мы просто работаем — нам интересно узнать, к чему все это приведет». Увы, проверить его слова невозможно. Как и счета растущей базы пользователей, кошельки разработчиков окутаны тайной — ведь именно в этом состоит суть Monero.